Зеркальная галерея, или Зеркальный зал (Galerie des Glaces) – самое впечатляющее помещение Версальского дворца. А когда-то оно было и самым главным – именно там проводились балы и другие официальные мероприятия при королевском дворе.

История создания

Рассказ о появлении Зеркальной галереи будет неполным без небольшого экскурса в историю Версаля. Это место облюбовал еще отец Людовика XIV, Людовик XIII. Но в его время там все было гораздо скромнее. Монарх приказал построить на месте, где сейчас находится Версальский дворец, небольшой замок в духе средневековых феодальных твердынь. Он должен был служить охотничьей резиденцией короля. Размеры апартаментов были относительно небольшими – 24х6 метров.

В 1624 году Людовик XIII решил сделать охотничий замок своей официальной резиденцией и приказал его перестроить. Изменения были серьезные. Восточный фасад здания оформили в стиле раннего французского классицизма, добавили боковые корпуса, которые образовали полузамкнутый внутренний двор, увеличили окна, покрасили наружные стены в 2 цвета.

Так или иначе, Версаль оставался загородной резиденцией монарха и основное внимание уделялось не ему, а Лувру. Все изменилось с приходом к власти Людовика XIV. Он решил жить в Версале постоянно, и именно он придал ему современный облик. Решение о переезде за город не было монаршим капризом – король считал, что оставаться в Париже после восстания Фронды небезопасно.

Людовик решил преобразить дворец, перестроив его в «большом стиле» (Grand Manière), который представлял собой сочетание элементов классической и барочной архитектуры. Над переделкой монаршей резиденции трудились лучшие зодчие эпохи: Андре Ленотр, Шарль Лебрен, Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и другие.

В результате дворец стал по-настоящему роскошным. Снаружи он являл необычное сочетание классической строгости и барочной напряженности, а внутри поражал поистине королевскими интерьерами. Таким его можно увидеть и сегодня.

Как появилась Зеркальная галерея

До конца XVII века галерея была открытая. И, разумеется, никаких зеркал там не было. Это было крайне неудобно – на противоположных концах галереи находились покои короля и королевы. Чтобы попасть друг к другу, супруги, должны были выходить на улицу. Или идти в обход по другим помещениям дворца. Поэтому в 1678 году архитектор Жюль Ардуэн-Мансар по приказу короля сделал галерею закрытой, соединив покои монарших особ.

Как выглядит Зеркальная галерея

Декор галереи впечатляет. Ее венчает полукруглый свод, расписанный фресками, которые изображают сцены из античной мифологии и самого короля. Снизу свод заканчивается невероятной красоты золоченым карнизом, украшенным превосходной лепниной и небольшими скульптурами. Карниз подпирают парные мраморные пилястры, которые делают галерею визуально выше. Хотя она и без того высокая – 12,3 метра от пола до потолка. Между пилястрами расположены полукруглые арки. С одной стороны в них вставлены 17 огромных зеркал (отсюда и название галереи). С другой – 17 окон, которые открывают прекрасный вид на версальский парк.

Длина галереи – 73 метра. С обеих сторон она завершается небольшими квадратными залами. У каждого – мраморный портал с колоннами в античном стиле.

Ширина галереи – 10, 5 метров. Центральное пространство ничем не занято. Так было и во времена Людовика XIV, ведь помещение использовалось для балов и официальных приемов.

Как фаворитки короля влияли на Зеркальную галерею

Хотя Король-Солнце был чрезвычайно авторитарен и даже как-то сказал в парламенте «L’État c’est moi» («Государство – это я»), другие все-таки оказывали на него влияние. Этими другими были женщины монарха. По их прихоти менялся его образ жизни. А вместе с ним и привычные порядки в Версале.

Маркиза де Монтеспан

Франсуаза Атенаис де Рошешуар, де Мортемар, маркиза де Монтеспан, с 1667 по 1683 годы была официальной фавориткой монарха. Она оказывала огромное влияние на весь двор. И, разумеется, на самого Людовика. Именно поэтому современники называли ее «истинной королевой Франции».

Франсуаза познакомилась с королем в 1666 году. Людовику тогда было 28 лет. Он не проявил внимания к маркизе, так как был увлечен романом с Луизой де Лавальер. Все изменилось на балу, организованном братом монарха год спустя. После танца с Франсуазой король влюбился в нее.

Через некоторое время Людовик выделил фаворитке апартаменты в Версале. Они находились около другого грандиозного дворцового интерьера – Лестницы Послов. Ныне она не существует, так как была разобрана по приказанию самого Людовика XIV.

Мадам Монтеспан очень любила роскошь, обожала балы. Благодаря этому жизнь в Зеркальной галерее била ключом. Ведь именно там проходили все официальные приемы при дворе.

Франсуаза родила королю 7 детей. 6 из них признали законными. Некоторые дали начало крупным европейским королевским родам.

В 70-х годах XVII века мадам Монтеспан впала в немилость и была обвинена в попытках отравить Людовика. Никаких весомых доказательств этому предъявлено не было. Так или иначе, она лишилась статуса фаворитки, ее место заняла юная Анжелика де Фонтанж. Несмотря на это, Франсуаза еще 8 лет прожила в Версале. Более того, монарх регулярно посещал ее покои.

Маркиза де Ментенон

В 1683 году фавориткой короля стала Франсуаза д’Обинье, маркиза де Монтенон – внучка одного из лидеров гугенотов Теодора д’Обинье. Хотя женщина была крещена по католическому обряду, она получила строгое протестантское воспитание.

После цепи трагических событий в жизни и продолжительной нужды мадам Ментенон попала ко двору в качестве воспитательницы королевских детей. Кстати говоря, по приглашению де Монтеспан.

Франсуаза д’Обинье была умна, хорошо разбиралась в богословии и философии. Этим она и завоевала сердце короля. Он подолгу проводил с ней время, беседую с ней на разные темы. А потом влюбился.

После смерти королевы Людовик женился на де Монтенон. Их обвенчал архиепископ де Шанваллон. Церемония прошла тайно – положение маркизы было ниже положения короля, поэтому они не могли вступить в брак гласно.

Когда Франсуаза заняла место при Людовике, Зеркальная галерея опустела. Роскошные балы противоречили кальвинистской этике, которой придерживалась маркиза. Беззаботные развлечения сменились чтением Библии и частыми мессами. Единственной утехой, которую позволял себе и придворным король, стала охота.

Так продолжалось до самой смерти Людовика. После нее Франсуаза уехала из Версаля. А через 3 года скончалась сама.

Зеркальная галерея сегодня

Сегодня Зеркальная галерея – одна из главных достопримечательностей Версаля. Если хотите почувствовать роскошь придворной жизни Франции XVII века и погрузиться в атмосферу эпохи Людовика XIV, ее обязательно стоит посетить.

Другие статьи о версальском дворце